Ultra HD
 

Российский рынок домашних проекторов. Исследование «Телеспутника» и GS Group

07.11.2018 > 17:31
Российский рынок домашних проекторов. Исследование «Телеспутника» и GS Group
Фото: Shutterstok
В 2017 году сегмент проекторов для домашнего кинотеатра вырос на 87% при общем росте рынка на 26%. Таков один из выводов исследования, проведенного аналитическим центром GS Group совместно с издательством «Телеспутник». Мы расскажем о том, какие еще наблюдения сделали авторы исследования.

Импорт only

Особенность российского рынка проекторов заключается в том, что на нем представлены исключительно модели зарубежных производителей. До 2014 года рынок ежегодно потреблял около 160 тыс. проекторов различных модификаций и назначений: от офисных до моделей для домашних кинотеатров. В 2014 году из-за резкого роста курса иностранных валют произошел обвал рынка до 70 тыс. штук за год, который зафиксировался в 2015-м. С 2016 года рынок начал восстанавливаться и в 2017-м достиг 120 тыс. штук, показав среднегодовой прирост 26%.

Ключевые производители — японская компания Epson и тайваньские Acer и BenQ. На их долю ежегодно приходится 55% всех новых проекторов в России. Четвертое место заняла компания Cinemood — российский стартап с карманным проектором для детей «Мультикубик», который появился на рынке в 2016 году, но в 2017-м завоевал долю 8% (продано 9,9 тыс. штук). Следующие десять производителей — традиционные участники рынка: молодая тайваньская компания Optoma, разработчики с тайваньскими и американскими корнями Infocus, ViewSonic и Vivitek (Delta Electronics), японские Casio, NEC, Panasonic, Sony, российская DEXP и канадская Smart Technologies. Остальные бренды занимают в России по количеству поставленных проекторов менее 4,5%.

Большинство производителей представляют для домашнего кинотеатра до 15—18% модельного ряда, максимальное количество моделей у Acer — 21 штука. По сведениям аналитического центра GS Group, доля сегмента проекторов для домашних кинотеатров в общем рынке в 2017 году выросла с 5,7% до 9,3%. С учетом поставок проекторов «Мультикубик» доля проекторов для домашнего кинотеатра увеличилась до 16,8%.

Как объяснил директор по развитию цифровой платформы компании «Мультикубик» Дмитрий Матросов, в ее линейке домашними проекторами являются все модели и в то же время ни одной. Дело в том, что компания выпускает мини-кинотеатры: Cinemood Storyteller, «Кинокубик ivi» с полугодовой подпиской на одноименный онлайн-кинотеатр, «Мультикубик» с годовой подпиской на телеканал «Мульт». Все устройства объединяет доступ к платформе Cinemood OS с легальным контентом и сервисами для всей семьи. По словам Дмитрия Матросова, главная идея мини-кинотеатров заключается в портативности: будучи беспроводными, они весят 260 граммов и умещаются на ладони. Это позволяет взять «кубики» с собой и устроить кинотеатр где угодно. «По сути, это новая продуктовая категория — портативный Smart TV», — подчеркнул он.

Среди ведущих производителей доля поставок проекторов для домашнего кинотеатра сильно различается. Менеджер по проекционному оборудованию компании Epson Николай Ахметджанов сообщил, что в линейке производителя домашние проекторы занимают 10%. Среди производителей второго эшелона высокая доля поставок проекторов для домашнего кинотеатра у NEC (20%), у Sony (36% — компания тесно связана с киноиндустрией), у ViewSonic (37%, из которых половина позиционируется и для домашнего кинотеатра, и для других целей). Как рассказала менеджер по работе с дистрибьютерами России и СНГ Optoma Олеся Вишнякова, сославшись на данные PMA Research, в регионе EMEA производитель имеет долю 30% в сегменте Home Cinema и около 22% — в сегменте Home Entertainment. «Если говорить об объеме продаж домашних проекторов внутри нашего модельного ряда, то это 7% в количественном выражении и 13% в деньгах», — добавила она.

Projectors_2.png
Ключевые производители проекторов для России с поставками более 1 тыс. штук в год. Источник: аналитический центр GS Group
Projectors_1.png
Объем поставок проекторов в Россиию, тыс. шт. Источник: аналитический центр GS Group

От Full HD к ненастоящему 4K

Популярные проекторы, то есть поставленные в Россию в 2017 году в количестве более 100 штук, имеют разрешение 1920×1080 пикселей (Full HD), исключение составляют некоторые модели ViewSonic, у которых разрешение ниже. В то же время популярные офисные модели имеют разрешение 1024×768 и 800×600 (примерно пополам), например, разрешение самой продаваемой модели BenQ MS506 (поставки более 5 тыс. штук за 2017 год) — 800×600.

По словам Николая Ахметджанова, один из ключевых трендов в мире проекторов — выпуск моделей с разрешением 4K. Он уверен, что постепенный переход большей части проекторов на сверхвысокое разрешение неизбежен в связи с увеличением количества соответствующего контента. «Мы говорим не только о просмотре блокбастеров в 4К на большом экране. Тренд поддерживают производители смартфонов и экшн-камер, выпуская гаджеты с поддержкой съемки в этом формате. А это еще один вид контента, который чрезвычайно приятно смотреть и показывать друзьям и близким на большом экране собственного домашнего кинозала», — пояснил Николай Ахметджанов. Он добавил, что подавляющее число проекторов с заявленным разрешением 4K на самом деле — не настоящее 4K, однако заметить разницу довольно сложно. Суть в том, что производители используют матрицы с меньшим разрешением и добиваются искусственного увеличения количества пикселей с помощью специальных устройств. Благодаря этому проекторы с технологиями, имитирующими 4К, стоят в разы дешевле, обеспечивая при этом качественную картинку.

Дмитрий Матросов также сообщил о росте количества 4K-контента, в связи с чем, по его мнению, в ближайшей перспективе стандарт 4K станет массовым в проекторах для домашнего кинотеатра. Директор по развитию цифровой платформы «Мультикубик» заявил, что мини-кинотеатры позволяют получить качественное изображение размером до 3 метров по диагонали на любой поверхности.

Олеся Вишнякова назвала домашние проекторы с полноценным разрешением 4К одним из ведущих трендов. Хотя на рынке уже давно имеются подобные устройства, до начала 2017 года они были недоступны для массового потребителя ввиду очень внушительной стоимости. По ее словам, Optoma стремится сделать такое решение доступным именно для массового покупателя. Так, на выставке ISE-2017 компания продемонстрировала целую линейку проекторов 4K UHD, начиная от бюджетных моделей до более дорогих лазерных. «Мы считаем рынок домашних проекторов ключевым в развитии проекционной техники в ближайшие 3—5 лет и вложили большие средства и усилия в то, чтобы сделать продукты с разрешением 4K UHD не только доступными, но и лучшими в своем сегменте», — заявила Олеся Вишнякова.

В чем светосила, брат?

Как отмечают в аналитическом центре GS Group, при одинаковой светосиле лампы (в среднем 3000 ANSI-люменов) проекторы для домашнего кинотеатра имеют более высокую контрастность — в среднем от 20 000:1, тогда как офисные модели в среднем имеют контрастность 15 000:1 и редко доходят до 20 000:1. Контрастность для видеоизображения действительно более важна, чем для офисных презентаций, поскольку от нее напрямую зависит качество изображения. В свою очередь, для офисных моделей, которые часто работают в более светлых помещениях, важнее светосила (мощность лампы).

У проекторов для домашнего кинотеатра по определению есть интерфейс HDMI, а VGA — не всегда, например, VGA нет у наиболее популярной модели Sony VPL-HW45. Для офисных проекторов ситуация обратная — VGA есть всегда, а HDMI может не быть. При этом в обоих сегментах, как правило, у всех моделей есть интерфейс USB, а Ethernet — пока редкость.

Основное отличие проекторов для домашнего кинотеатра — более дорогая матрица, которая и определяет итоговое разрешение изображения, в связи с чем цена таких проекторов в среднем вдвое выше офисных. К примеру, закупочная цена проекторов ViewSonic с разрешением 1920×1080 пикселей в Китае и их розничная цена в России изначально в два раза выше, чем у моделей с разрешением 800×600 пикселей, и в 1,5 раза выше, чем цена моделей с разрешением 1024×768 и 1280×800.

Цены проекторов для домашнего кинотеатра начинаются от 30 тыс. рублей — столько стоят дешевые модели ViewSonic с невысоким разрешением. Цена Full-HD-моделей варьируется от 40—45 тыс. рублей (Acer, BenQ, Infocus, Optoma, ViewSonic) до 150 тыс. рублей (Epson, NEC, Sony). В то же время стоимость наиболее популярных офисных проекторов составляет 20—30 тыс. рублей. Помимо моделей, специально разработанных для домашнего кинотеатра и позиционируемых в данном направлении, потребители могут покупать более дешевые офисные проекторы для использования дома в качестве проекторов для домашнего кинотеатра, пишет аналитический центр GS Group. Николай Ахметджанов уверен, что производители не могут контролировать эту ситуацию, но она не представляет и особых проблем. «Возможно, покупка офисного проектора — это первый шаг на пути к полноценному домашнему кинозалу, — рассуждает он. — Дело в том, что яркость офисных проекторов значительно выше домашних моделей, поскольку они должны работать в хорошо освещаемых помещениях. Это сказывается на глубине черного цвета. Кроме того, в домашних проекторах используются технологии улучшения видеоконтента, например сглаживание видео, различные цветовые режимы. Домашние проекторы становятся доступнее, вместе с этим растут основные характеристики — разрешение, контрастность, поддержка различных форматов. Поэтому с каждым годом количество домашних пользователей офисных проекторов становится меньше».

На взгляд Олеси Вишняковой, если речь идет об офисных проекторах с разрешением от SVGA до WXGA, то такие проекторы не предназначены для просмотра видео. Если речь идет о проекторах с разрешением Full HD, которые могут использоваться как для корпоративных целей, так и для домашнего кинотеатра, то в этом ничего страшного нет. «Но такие проекторы тоже бывают разными, и потребитель должен выбирать по характеристикам, исходя из своего бюджета и желаемого качества изображения», — отметила она.

Дмитрий Матросов убежден, что офис­ные проекторы сильно ограничивают возможности конечного потребителя. «Они громоздкие, от них тянутся провода, их нельзя взять с собой в путешествие и использовать в дороге. И кино на потолке с их помощью не посмотришь. А главное, они требуют подключения к компьютеру или внешним стриминг-­устройствам. Мы же создаем портативную цифровую платформу, которая позволяет использовать мини-кинотеатры как самодостаточные устройства для онлайн- и офлайн-просмотра», — пояснил он.

В экономичной нише проекторов (объем сегмента 30—35%) на первое место встает вопрос цены. Стоимость такой модели разработки Infocus, Optoma или ViewSonic составляет от 30 до 45 тыс. руб­лей. В средней нише, где более высокие требования к проектору и производителю, соперничают Acer и BenQ: цена проекторов от 45 до 70 тыс. рублей, объем сегмента около 45%. В премиальной нише активно конкурируют Epson, NEC и Sony: цена проекторов начинается от 100 тыс. рублей, объем ниши по количеству поставленных проекторов составляет около 20—25% всего сегмента проекторов для домашнего кинотеатра.

Предсказывать сложно

Аналитический центр GS Group прогнозирует, что в 2018 году общий объем продаж проекторов всех назначений в России достигнет докризисного уровня — 150 тыс. штук. Николай Ахметджанов напомнил, что пик продаж именно домашних проекторов пришелся на 2012 год — более 15,5 тыс. устройств. В 2015-м количество сократилось до 4,5 тыс., то есть падение составило 70%. «С 2016 года мы видим положительные тенденции к восстановлению рынка, в 2017 году было продано уже 7,5 тыс. Продажи здесь тесно связаны с доходами населения и курсом доллара, поэтому предсказывать что-то очень сложно», — предупредил он. Николай Ахметджанов сообщил также, что за прошедшие два квартала 2018 года Epson занимает в сегменте проекторов для домашнего кинотеатра первое место в штучном и денежном выражении с долей 28% и 30% соответственно. Компания рассчитывает сохранить за собой лидирующую позицию.

Олеся Вишнякова считает, что рынок домашних проекторов является неотъемлемой частью общей конъюнктуры рынка аудио/видео и меняется соответственно. «На данный момент мы наблюдаем рост проекционного рынка в ЕМЕА в целом и домашнего сегмента в частности. Скорость изменения предсказать достаточно сложно, так как на нее влияет экономическая обстановка в регионе», — поделилась она. По словам Олеси Вишняковой, цель Optoma на рынке домашних проекторов — выпуск доступных 4К-устройств для потребителей любого уровня, а наиболее существенным достижением ближайших 2-3 лет было бы полноценное иформирование потребителей о доступности проекционных решений. «Некоторое время назад понимание, что такое проектор, как его можно использовать дома и что это отличный вариант для просмотра кино, футбола с близкими и родными, было весьма теоретическим. На деле все это воплотить было достаточно сложно, и что самое печальное — абсолютно недоступно среднестатистической семье, — сетует Олеся Вишнякова. — Сегодня любой клиент может реализовать проекционное решение у себя дома, просто купив проектор, поставив его на тумбочку и подключив к компьютеру, спутниковому ресиверу или любому другому источнику, и наслаждаться дома картинкой в половину стены комнаты, то есть от 50—60 до 150—200 или даже 300 дюймов. Проекционную систему для дома, включающую проектор и экран, можно приобрести по цене в пределах 50 тыс. рублей».

По сведениям Дмитрия Матросова, в своей категории «Мультикубик» растет кратными темпами год к году. Цель компании — развитие линейки устройств и интерактивной платформы, которые создают безопасную экосистему контента и сервисов для детей, говорит он. «Мы рассматриваем нашу нишу как рынок портативного Smart TV и планируем занять в ней доминирующее положение к 2023 году», — заключил Дмитрий Матросов.

_________________________ _________________________
Все Статьи

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD