Ultra HD
 
«Триколор ТВ» ULTRA HD

MediaTech 2.0: технологии будущего в кинематографе

03.05.2017 > 16:23
MediaTech 2.0: технологии будущего в кинематографе
Кадр из фильма «Матрица: Перезагрузка»
«Теле-Спутник» представляет II часть спецпроекта MediaTech – цикла публикаций о футуристических технологиях из научно-фантастических блокбастеров, которые постепенно становятся реальностью.

В I части среди главных технологических трендов, определяющих развитие цифровых медиа, мы остановились на концепции Всеобъемлющего Интернета (IoE), беспроводных и мобильных устройствах и VR/AR-технологиях, вспомнив фильмы, где они были с блеском предсказаны задолго до того, как вошли в нашу жизнь.

Для II части «Теле-Спутник» отобрал несколько фильмов, в которых можно увидеть, как в ближайшие 5-20 лет будут развиваться концепции, ставшие вполне коммерчески успешными в медиа-индустрии уже сегодня.

Кастомизация

В исследовании конца 2012 года «Телевизоры будущего: NextGenTV» аналитической компании J’son & Partners Consulting кастомизация как один из главных трендов в потреблении телевизионного контента связывалась c нелинейным ТВ-вещанием, а также бурным развитием ОTT. Оглядываясь на это исследование по прошествии почти пяти лет, можно констатировать, что те прогнозы стали реальностью: «В будущем основные каналы должны будут прилагать усилия, чтобы сохранять свое доминирование и высокие рекламные доходы. Одним из методов сохранения влияния является европейская инициатива по использованию технологии HbbTV. Каналы будут предоставлять пользователю не только картинку в высоком качестве и более уникальный контент, но также доступ к дополнительным сервисам одновременно с телепрограммой — тексту рецепта в кулинарной передаче, списку игроков во время футбольного матча и т.п.». Необходимость доступа к нелинейному контенту, обеспечение которого J’son & Partners заявлял как насущную задачу для традиционных вещателей в условиях роста конкуренции с альтернативными агрегаторами контента — специализированными приложениями OTT, на текущем этапе развития цифровых медиа уже не является предметом для дискуссии. Нелинейное персонифицированное видео просто должно быть. И точка. «Кастомизация за счет использования различных способов управления, меню и разнообразных источников контента с нескольких устройств приведет к усилению роли пользовательского выбора. Эта ситуация будет неизбежно отличаться от сегодняшней, когда телевизор используется для заппинга (простого переключения между каналами). В ближайшем будущем пользователь будет выбирать не между каналами, а между линейным ТВ, нелинейным видео (из различных источников — начиная от DVR и заканчивая OTT), другими медиа (фотографиями, сайтами, музыкой), а также приложениями и играми», — писали эксперты J’son & Partners в 2012 году, и теперь можно с уверенностью констатировать, что это кастомизированное будущее наступило.

Но что же дальше?

В исследовании MediaNet-2035 признанного эксперта в области цифровых медиа, научного сотрудника Центра по изучению коммуникационного лидерства и политики Университета Южной Калифорнии Василия Гатова, в котором делается попытка разглядеть глобальный медиа-рынок 2035 года, впрямую кастомизация не анализируется (потому что она, как мы понимаем, уже тотальная и всеобъемлющая). Зато говорится о персонализированной, Artificial Intelligence Assisted рекламе, нейро- и когнитивных технологиях, которые применительно к нашей теме можно рассматривать как технологический базис «автоматизированной» кастомизации будущего. Ее прообраз уже можно видеть в растущем использовании сервисов персональных рекомендаций.

Но, что важнее, работа искусственного интеллекта и нейро-интерфейсов для кастомизации контента, которая только смутно просматривается в разработках лидеров медиа-индустрии, давным-давно представлена в научно-фантастическом кино.

Фильм: «Особое мнение»/Minority Report (2002)

Фильм Стивена Спилберга в 2002 году дал разработчикам телевизионных технологий пищу для размышлений по крайней мере на пару десятилетий вперед. Большая часть реально действующих в фильме пятнадцатилетней давности устройств сегодня существует лишь в виде экспериментальных прототипов: это и голографические сенсорные дисплеи с дополненной реальностью, и экранная визуализация сцен, существующих лишь в сознании героя, но для нас интереснее всего персонифицированная ambient-реклама на трехмерных панелях.

Minority-Report-HQ.jpg
Кадр из фильма

Героя Тома Круза, чье настоящее имя Джон Андертон, рекламные панели идентифицируют по радужке глаза через глобальную систему «СканГлаз», и тут же формируют для него персональное рекламное сообщение: «Привет, Джон Амбертон, а не отведать ли тебе пива Guiness?». Когда Андертон волею Филипа Дика, автора положенной в основу сюжета повести, становится обладателем радужек другого человека, медиа-система приветствует его уже как «мистера Ямато, вновь посетившего Gap».

Фильм: «Вспомнить все»/Total Recall (1990, римейк с тем же названием 2012 года)

Надо ли говорить, что системы персональной идентификации по биометрическим данным, или, например, с использованием вживленных чипов, дают возможность показывать кастомизированный контент по совершенно различным сценариям. Один из таких футуристических сценариев при желании можно разглядеть в фильме на основе произведения все того же Филипа Дика «Мы вам все припомним». Героя Арнольда Шварценеггера преследуют сны и безотчетные воспоминания о Марсе, и — вуаля! — и домашний экран, и мониторы в метро показывают ему сюжеты, в который вплетен марсианский контекст. В первом случае это программа новостей с сюжетом о восстании на далекой планете, во втором — реклама, в которой предлагается совершить виртуальное путешествие на Марс, пройдя специальную нейро-процедуру.

Total-Recall-Neuro.jpg
Кадр из фильма

Мультсериал: «Футурама»/Futurama (1999)

Кадр из мультсериала "Футурама"Кадр мультфильма. Источник: YouTube

В шестой серии первого сезона научно-фантастического мультипликационного сериала "Футурама" (1999 год) главному герою Фраю в сознание во время сна транслируется реклама светоскоростных шорт (Lightspeed Briefs). Медиа будущего в "Футураме" суперкастомизированные и в высшей степени Artificial Intelligence Assisted: Фрай во сне, облачившись в Lightspeed Briefs, оказывается именно в тех ситуациях, которыми переполнены его фантазии, поскольку их катастрофически недостает в его реальной жизни. В Новом Нью-Йорке XXXI века такая реклама считается сверхэффективной, как и сами светоскоростные шорты.

Вопрос экспертам:
Сейчас кастомизацию видео-контента чаще всего связывают с VoD, нелинейным телесмотрением, интерактивными и рекомендательными сервисами, в том числе с элементами искусственного интеллекта. А если заглянуть за горизонт 10-15 лет — какие концепции персонального потребления видео-контента получат развитие на следующем витке развития технологий? Какие технологические области в этой сфере интересны лично Вам?

Директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков:  Есть мнение, что идеальный ТВ-контент будущего — это непрерывный поток видео, точно настроенный на предпочтения зрителя.

Безруков 2Андрей Безруков

ТВ-аудитория достаточно консервативна и по-прежнему предпочитает пассивное телесмотрение. Этот паттерн, на наш взгляд, сохранится и в будущем, но приобретет новое технологическое воплощение. Кастомизация контента будет углубляться благодаря развитию инструментов аналитики больших данных: каждый пользователь получит уникальную персонализированную «ленту» с учетом всех своих предпочтений. Причем сервисы будут не только анализировать статистику просмотров, запоминать любимые жанры и сериалы, но и собирать информацию о социальном опыте, проводить сложный анализ психосоциальных характеристик зрителя — оценивать настроение, состояние, активность. Таким образом, в ближайшие 10-15 лет существенно разовьются решения по сквозной аналитике больших данных в режиме реального времени.

Еще одна особенность телесмотрения будущего — стирание границы между создателем и потребителем. Профессиональное оборудование и программное обеспечение становятся все более доступными, что позволяет зрителям самостоятельно создавать контент. Благодаря развитию интерактивных технологий делать это можно быстро, что в будущем превратит трансляцию большей части контента в прямой эфир.

Взаимодействовать с развлекательным контентом без дополнительных действий зрителям позволяют решения в области нейроинтерфейсов. Примером однонаправленного интерфейса, когда внешние устройства или принимают, или посылают сигналы мозгу, можно назвать обруч для головы, с помощью которого можно переключать каналы силой мысли. Недавно такой разработали инженеры Netflix. Через 10 лет будут доступны более сложные, двунаправленные многофункциональные нейроинтерфейсы, которые будут действовать как некое «расширение» деятельности мозга. В частности, компания Илона Маска Neuralink готова представить миру нейронное кружево — миниатюрные чипы, которые улучшат когнитивные способности человека, а со временем позволят обмениваться мыслями. В еще более далеком будущем люди станут выгружать свое сознание в облако, то есть произойдет полное слияние с искусственным интеллектом, что расширит способности человека, освободив его от линейного мышления.

Директор Института современных медиа (MOMRI) Кирилл Танаев: Я бы поостерегся ставить крест на тех или иных устоявшихся медиа-форматах из-за появления новых гаджетов и средств доставки контента. В вопросе про кастомизацию видео-контента нет линейного (то есть канального) просмотра. А почему? Ведь развитие и совершенствование IPTV уже в самой обозримой перспективе позволит тем же рекламодателям предельно персонифицировано коммуницировать буквально с каждым телезрителем.

Кирилл ТанаевКирилл Танаев

И совсем не факт, что каждый телезритель хотел бы тратить время на подбор интересного для него контента. Очень многих будет по-прежнему устраивать линейное телевидение.

Поэтому я бы говорил о развитии и совершенствовании в перспективе 10-15 лет идеологии «телевидение/видео всегда с тобой — везде и на любых носителях», чем о появлении чего-то неожиданно нового. Лично я слежу буквально за всем: смартфоны и весь мобайл, телевизоры, планшеты и ноутбуки, подключаемые к Интернету домашние устройства, автомобили без водителя.

Сейчас развитие систем потребления контента, скорее, упирается в проблему пропускной способности каналов доставки контента потребителю.

 

Дмитрий КолесовДмитрий Колесов

Директор департамента ТВ и контента J’son&Partners Consulting Дмитрий Колесов: Сейчас интерактивность только заявлена, но никак не реализована. Т.е. зритель может получить доступ к уже существующему контенту, но никак не создать его "под себя". Думаю, что в ближайшем будущем получат развитие "конструкторы", при помощи которых пользователь будет составлять фильм (а на самом деле моделировать живую историю) в зависимости от своего желания в данный момент.

Главный редактор журнала «Интернет в цифрах», главный аналитик «Российской ассоциации электронных коммуникаций» (РАЭК) Карен Казарян: Появление полностью нелинейного, персонализированного и интерактивного контента на смену ТВ — это дело буквально 5 лет, через 10 лет такая форма доставки скорее всего станет лидирующей. Вопрос — в какой экран она будет доставляться в качестве основного.

Карен КазарянКарен Казарян

Я не уверен в успехе VR на текущем технологическом витке, но через 15 лет устройства будут куда более совершенными, а технологии дополненной реальности / голограммы, вполне вероятно, позволят отказаться от обычных экранов как таковых. Вероятность появления нейроинтерфейсов к этому времени достаточно мала, но записывать какие-то дополнительные «ощущения» в дополнение к 3D скорее всего будет возможно. Тут я себе представляю «Симстимы» из «Мона Лиза Овердрайв» Уильяма Гибсона.

Второй момент, связанный с интерактивностью — это постепенное движение игрового рынка в другие контентные формы. Например, стало появляться достаточно много игр, которые вроде и не игры вовсе — а скорее форма сторителлинга, в другой обертке. С учетом того, что опыт создания такого контента находится как раз на стороне игровых разработчиков, а компании (да и игры) становятся все крупнее и дороже — есть вероятность что производители ТВ и киноконтента окажутся в догоняющем (если не отстанут навсегда) положении при развитии того же VR.

Multiscreen, кроссплатформенность

Представленность одного и того же аудиовизуального контента в web, на мобильных устройствах, ТВ-экранах и Smart TV на глазах превращается в своего рода «гигиенический минимум» для выживания медиа-компании на рынке. Заместитель генерального директора ООО «Иви.ру» (онлайн-кинотеатр ivi) Александр Макаров в рамках деловой программы выставки CSTB-2017 говорил о том, что в кроссплатформенности к настоящему моменту больше всего преуспели онлайн-кинотеатры, которые «весь предыдущий период своей истории развивали платформы, которые позволили достучаться до абонента во всех четырех средах». По словам Александра Макарова, сегодня необходимость кроссплатформенной стратегии осознали и традиционные операторы платного телевидения, а на следующем этапе Multiscreen-среда станет всеобъемлющей за счет прихода в нее и самих правообладателей.

Фильм: «Кабельщик»/The Cable Guy (1996)

Cabelshik.jpg
Постер фильма. Источник: kinopoisk.ru

Пророком кроссплатформенного будущего/настоящего в 1996 году стал, как бы мы сказали, мастер кабельного ТВ Чип Дуглас в исполнении Джима Керри. В финале фильма фильма «Кабельщик» он заявил: «Будущее уже наступило. Вскоре в каждом доме в Америке телевизор, телефон и компьютер сольются воедино. На одном канале можно будет посетить Лувр, а на другом посмотреть женский рестлинг. Можно будет совершать покупки из дома и играть в Mortal Kombat с другом из Вьетнама».

 

Фильм: «Назад в будущее 2»/Back To The Future, Part II (1989)

Кадр из фильма Назад в будущее 2
Кадр из фильма. Источник: YouTube

Во второй части трилогии «Назад в будущее» персонаж Майкла Джей Фокса — Марти МакФлай-младший 21 октября 2015 года становится перед гибкой и плоской телевизионной панелью и командует ей: «Ок, я хочу каналы 18, 24, 63, 109, 87 и канал погоды». Телевизор беспрекословно исполняет приказание, делится на шесть экранов и показывает искомые каналы. Здесь, конечно, показана не только Multyscreen-технология в ее классическом понимании, но и возможности OTT-трансляции, набирающие популярность голосовые интерфейсы, гибкие экраны, которые, конечно, уже есть на рынке — но вот так, чтобы в каждом доме — тут создатели «Назад в будущее» нас здорово переоценили.

Вопрос экспертам:
Мультиэкранные технологии — тоже день сегодняшний. А что можно ожидать завтра — какие новые платформы вслед за мобильными гаджетами, смарт-ТВ, VR, дисплеями транспортных средств будут охвачены медиа-индустрией?

Директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков:  Через пять лет в мире будет уже порядка 50 млрд IoT-устройств. Их взаимодействие повлечет за собой появление единой технологической платформы, которая охватит все сферы жизни человека и будет обладать удобным интерфейсом. В качестве примера такой платформы можно назвать «умный дом». Система способна управлять сервисами в рамках домохозяйства, а также давать интеллектуальные рекомендации. Современные «умные дома» учатся анализировать контекст: подбирать музыку, составлять программу питания, регулировать температуру и освещение — в зависимости от присутствия, состояния и настроения пользователя. Таким образом, каждое подключенное устройство станет частью медиа-индустрии — медиа-платформой, производящей собственный контент, то есть сценарии для «умного дома». GS Group развивает свою систему «умного дома» в том же направлении: она управляет инженерной инфраструктурой (климатом, освещением, отоплением и т.д.), безопасностью, видеонаблюдением, медийными устройствами.

Пройдет еще немого времени, и во все элементы «умного дома» будет встроен искусственный интеллект. Устройства будут оборудованы микрокомпьютерами, а также крошечными фото- и видеокамерами: общаться с ними пользователи смогут с помощью речевого и жестового интерфейса.

Директор Института современных медиа (MOMRI) Кирилл Танаев: Самое интересное, на мой взгляд, — это автомобили. Появление и распространение автомобилей-роботов принципиально изменят даже сам принцип покупки транспортного средства. Уже не будет никакой разницы (я, конечно, утрирую), какой у авто руль, приборная доска или двигатель. Главными критериями выбора станут безопасность, отделка салона и мультимедийная видеосистема. Сколько телеканалов можно посмотреть в автомобиле, в какие игры поиграть, какой видеосервис в нем будет работать быстрее, можно ли смотреть потоковое видео в формате 4К или 8 К — вот вопросы, которые будут беспокоить среднего автовладельца в горизонте 15 лет. Конечно, это придаст новый импульс всей индустрии медиа и развлечений.

Директор департамента ТВ и контента J’son&Partners Consulting Дмитрий Колесов: Медиа охватят все те платформы, которые действительно дадут ощущение погружения в иную реальность. Обонятельные, осязательные и т.д.

Главный редактор журнала «Интернет в цифрах», главный аналитик «Российской ассоциации электронных коммуникаций» (РАЭК) Карен Казарян: Очевидный пункт — это самоуправляемые автомобили, но вообще, как я говорил выше, движение будет к универсальным проецируемым экранам (в том числе процецируемым на сетчатку, а не только на поверхность).

Технологии повышения качества видеокартинки и аудиотрека, эффект присутствия

Рост повышения качественных характеристик видеокадра и аудиотрека — перманентный для медиа-индустрии процесс. Сегодняшний фактический индустриальный стандарт — Full HD — неминуемо будет вытесняться стандартами сверхвысокой четкости Ultra HD подобно тому, как сам Full HD пришел на смену SD. Отрасль активно осваивает UHD-контент. По данным президента по операторскому рынку компании Huawei в России Лю Либо, мировой объем рынка 4К вырастет к 2018 году на 50%, прогноз выручки, генерируемой за счет UHD к 2020 году — $371 млрд.

Тем временем NHK планирует в декабре 2018 года начать в Японии вещание в формате 8К, за которым неизбежно последует и 16К. 8K позволит в домашних условиях получить картинку с максимальным на сегодня эффектом присутствия — IMAX HD.

Фильм: «Назад в будущее 2»/Back To The Future, Part II (1989)

Кадр из фильма "Назад в будущее 2"
Кадр из фильма. Источник: YouTube

Оказавшись в 2015 году, Марти на себе испытывает действие картинки в 8К, да еще и с «настоящим» 3D-эффектом: он оказывается внутри трехмерной голограммы. На площади перед кинотеатром на путешественника во времени набрасывается предельно реалистическая голографическая акула, рекламирующая так и не снятый (к счастью?) фильм «Челюсти 19». Когда ее челюсти смыкаются вокруг шеи Марти, голограмма рассыпается в воздухе на пиксели, а он, вновь вернувшись в объективную реальность из 8К-фантома, произносит: «По-прежнему подделка». Очевидно, этот ироничный комментарий обозначает границы повышения качества картинки в медиа-индустрии: как не повышай разрешение, проглотить живого человека экранная акула никогда не сможет.

Вопрос экспертам:
Каков предел повышения качества картинки и звука в цифровых медиа? Нужно ли массовому зрителю 4K, или этот этап индустрия «перепрыгнет» — сразу к 8K, или даже 16K?

Директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков:  В 2016 году на рынок вышел 8К-телевизор. Есть мнение, что 8К и станет основным стандартом изображения, поскольку именно этот стандарт дает видимое улучшение качества картинки. А 4К, между тем, достаточно быстро исчезнет, оставшись в истории как промежуточный подготовительный этап. Формат звука подстроится под новое качество изображения: широкое распространение получит многоканальное и объектное звуковое сопровождение. Важно понимать, что повышение качества картинки и звука сдерживают, скорее, не пределы технологических возможностей, а отсутствие соответствующего контента. Пока контентный рынок довольно скудный и не создает потребительской стоимости. Так что индустрия, вероятнее всего, затормозится на некоторое время на 8К.

Директор Института современных медиа (MOMRI) Кирилл Танаев:  Ключевая проблема — пропускная способность каналов связи. Я думаю, что прыжка не будет именно по причине дороговизны массовой замены устройств передачи данных. При этом очевидно, что магистрально «тяжелый контент» будет продвигаться через IP-каналы и мобильные устройства. Полагаю, UHD станет более-менее массовым и коммерческим где-то в период между следующим чемпионатом мира по футболу в Катаре и летней Олимпиадой, на проведение которой сейчас претендуют Париж и Лос-Анджелес. То есть это где-то 2022-2024 годы. Понадобится время на обновление парка телевизоров и переход индустрии производства контента на стандарты 4К. Она пока с простым HD не до конца освоилась, хотя прогресс, особенно в последние годы, очевиден.

Директор департамента ТВ и контента J’son&Partners Consulting Дмитрий Колесов:  Мой прогноз относительно UHD неизменен: он не станет массовым коммерческим продуктом. Гадать в какое качество картинки и звука уйдут медиа, на мой взгляд, бессмысленно. Какое будет требоваться качество изображения и звука, чтобы соответствовать предыдущему ответу (про реалистичность погружения) — такое и будет. Но, повторюсь, просто «лучшее качество картинки» уже не продаваемо.

Главный редактор журнала «Интернет в цифрах», главный аналитик «Российской ассоциации электронных коммуникаций» (РАЭК) Карен Казарян: Думаю, что 4K будет последним стандартом такого рода, а распространение его будет продолжаться естественными темпами с заменой техники и расширением каналов связи. Пользователям ведь на самом деле все равно, какое там разрешение, у них есть две опции — «быстро+среднее качество» и «медленно+хорошее качество». Разумеется, качество картинки будет повышаться. Просто никто не будет делать из 8К маркетинговый термин, да и пользователям будет все равно, какое там разрешение.

Читайте первую и третью часть цикла MediaTech на сайте «Теле-Спутника». По итогам публикации всего цикла статей мы проведем конкурс для самых внимательных читателей. О правилах участия и сроках его проведения мы объявим дополнительно.
Все Статьи

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD