Ultra HD

Итоги-2017: спутниковая отрасль

29.12.2017 > 14:46
Итоги-2017: спутниковая отрасль
Закончился 2017 год, и традиционно хочется посмотреть, что произошло в спутниковой индустрии — какие основные события. Или, если не основные, то запомнившиеся.

Больше всего, пожалуй, в 2017 году рынок встряхнул Илон Маск. Оставим в стороне его электромобили и высокоскоростные транспортные петли. И даже транспортный космический корабль пусть пока постоит на обочине орбиты. Нам хватит того, что касается непосредственно спутниковых коммуникаций. И здесь SpaceX в прошлом году изрядно встряхнула рынок, заставив говорить о себе всех, начиная от профессиональных диванных экспертов в соцсетях и заканчивая руководителями крупнейших аэрокосмических корпораций. Для кого-то Маск стал иконой стиля, человеком, который коренным образом изменит вообще всю картину мироздания, а для кого-то он — удачливый аферист, отлично умеющий пиарить свои проекты и получать стороннее финансирование. Но если говорить только о конкретных делах, то, несомненно, необходимо отметить первый коммерческий пуск с повторно используемой ступенью.

Для генерального директора ФГУП «Космическая связь» Юрия Прохорова самые важные события связаны с развитием группировки предприятия и расширением бизнеса во всем мире. В дальнейшем он ожидает изменения самого спутникового рынка, который по итогам 2016 и 2015 годов демонстрировал общее падение доходов.

У вещателей свои события и свои проблемы. Главная — насыщение рынка платного ТВ и замедление темпов развития.

Рынок спутникового Интернета ранее пережил потрясения, как положительные — ввод в эксплуатацию новых космических аппаратов, так и отрицательные — падение курса рубля и скачок цены на оборудование. И сейчас все основные события — это те или иные маркетинговые ходы и, разумеется, наступление конкурирующих технологий. Последнее в прошлом году спровоцировала госпрограмма устранения цифрового неравенства.

Тем не менее генеральный директор АО «РТКомм.РУ» Сергей Ратиев, выступая с трибуны конференции SatComRus-2017 отметил, что оператор начал получать доход от спутникового Интернета. По его словам, компания научилась зарабатывать на спутниковом ШПД, в целом сейчас для оператора эта услуга доходная. «Мы находим возможность инвестировать в продвижение этой услуги. У нас B2C-сегмент — самый растущий, мы имеем стабильно увеличивающееся количество подключений в месяц и смотрим в будущее с оптимизмом», — заявил Сергей Ратиев.

И разумеется, куда деваться от низкоорбитальных систем? Интерес к ним, пожалуй, может соперничать с интересом к проектам Илона Маска. Примерно с тем же спектром интересующихся и высказывающих свое мнение экспертов. Основные игроки рынка тоже формируют свое мнение и на его основе создают стратегии своих компаний. О многих системах заявлено в прессе, нескольким удалось собрать финансирование. И совсем отдельным (например, низкоорбитальной системе канадского оператора Telesat) удалось получить необходимые для работы частоты. Все системы будут на первом этапе отрабатывать технологические решения на экспериментальных аппаратах. И первые из этих аппаратов должны заработать в 2018 году.

Было еще одно ожидание от 2017 года, которое плавно перешло на год 2018, — утверждение и принятие программы развития спутниковой группировки гражданского назначения. Впрочем, это не мешает всем операторам, в том числе и ГПКС, которого эта программа касается непосредственно, развивать свои группировки, заказывать и запускать новые аппараты.

А теперь дадим слово экспертам рынка.

Вадим Белов, генеральный директор МОКС «Интерспутник»

«В ближайшее время базовым вопросом будет конкуренция тарифов. Обострится конкуренция космических систем, как между собой, так и с наземными технологиями, в том числе и в секторе подвижной связи. Но это при условии, если все это огромное количество заявленных КА выйдет на орбиту, в чем можно сомневаться, так как не решен вопрос координации частот. Нет даже методологии, которая может гарантировать, что новые системы не будут создавать помех существующим».

Юрий Прохоров, генеральный директор ФГУП «Космическая связь»

«Сегодня ГПКС имеет группировку из 12 космических аппаратов. До 2025 года планируется запустить еще пять на геостационарную орбиту и четыре — на высокоэллиптическую. Общий ресурс оператора при этом увеличится в 1,7 раза. Сейчас ГПКС присутствует в 52 странах мира. В этом году мы вышли на рынки Венесуэлы, Непала и Южной Кореи.

В 2018 году рынок ожидает стабилизация и, возможно, незначительный рост. Суммарная выручка операторов к 2021 году увеличится до $12,4 млрд, к 2026 году — до $15 млрд. Основной драйвер роста — Ка-диапазон. Главное изменение — ожидается конкуренция с низко- и среднеорбитальными системами».

Николай Севастьянов, генеральный конструктор АО «Газпром космические системы» (ГКС)

«Крупнейшим прорывом в сфере космических технологий считаю успешный повторный запуск первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 в марте 2017 года. Посадка и повторный запуск первой ступени ракеты — это не только технологический прорыв, он предназначен для существенного сокращения затрат операторов на запуск спутников. Это в результате будет способствовать снижению стоимости космических услуг для конечного потребителя, что ускорит коммерциализацию космической деятельности в мире.

Какие события для оператора самые важные? Разумеется новые запуски. Воздержусь от предсказаний глобального масштаба. Для нашей компании следующий год — пусковой. В декабре 2018 года мы готовимся запустить спутник связи с высокой пропускной способностью «Ямал-601». Он должен заменить на геостационарной орбите «Ямал-202», функционирующий уже более 14 лет и показавший великолепные технико-экономические результаты. Новый спутник связи «Ямал-601» должен существенно увеличить для российских потребителей возможности широкополосного доступа в Интернет».

Алексей Пентегов, PR-менеджер АО «РТКомм.РУ»

«В 2017 году продолжилась "оптическая экспансия": запуск, ввод в эксплуатацию ранее построенных ВОЛС на Сахалине, Камчатке, в Норильске. Это существенно повлияло на стратегическую ситуацию практически во всех сегментах рынка спутниковой связи. Спутниковые каналы, бывшие основными артериями связи на этих территориях, утрачивают первостепенное значение и переходят в разряд резервных. События, повлиявшие на рынок в прошедшем году, сохранят свое определяющее значение для него и в 2018-м. Продолжит рост массовый сегмент рынка. Развитие оптической инфраструктуры продолжит оставаться трендом, в значительной мере определяющим перспективы бизнеса операторов спутниковой связи».

Константин Ланин, глава представительства, региональный директор компании «Хьюз Нетворк Системз» в России и СНГ

«Если говорить глобально, то в 2017 году количество подключенных IP-устройств в три раза превысило население планеты Земля. Глобальный IP-трафик как минимум удвоится к 2020 году. Поэтому роль спутниковой связи во всем мире будет только расти. В 2017 году появилось новое определение будущих спутников связи, вместо HTS (High Throughput Satellites) — UHDS (ultra-high density satellites), которые в два-три раза превысит по пропускной способности сегодняшнее поколение спутников HTS, и в 2017 году мы разместили заказ на такой новый спутник, Jupiter 3.

В этом году компания Hughes доказала, что не только рынок индивидуальных пользователей Северной Америки, но и рынки других стран могут развиваться в спутниковом ШПД. Например, за 18 месяцев предоставления такой услуги в Бразилии к ней подключилось более 75 тыс. абонентов при динамике в 5 тыс. новых включений в месяц. В сентябре 2017 года — старт продаж в Колумбии, и как минимум две новые страны будут подключены в 2018 году. Определены стратегические партнеры в секторе авиауслуг IFL (In-Flight-Connectivity), такие как Global Eagle, SES & Thales (более 980 самолетов в эксплуатации). На сегодняшний день уже сделаны огромные инвестиции в развитие систем GEO и комплементарных LEO.

Помимо активного развития систем на геостационарной орбите, Hughes Network Systems является технологическим партнером в проекте OneWeb, отвечающим за разработку и производство земной инфраструктуры и абонентских терминалов. В 2018 году будут запущены первые спутники и поставлены первые шлюзы этой системы для тестирования и отработки эксплуатационных характеристик».

Михаил Демин, генеральный директор ООО «НТВ-Плюс»

«В 2017 году компания «НТВ-Плюс» стала первым федеральным UHD-оператором, начав вещание в формате Ultra HD на территории всей России от Владивостока до Калининграда. Это знаковое событие, так как всем российским зрителям стало доступно телевидение качественно нового уровня. Начало работы «НТВ-Плюс» на Дальнем Востоке со спутника «Экспресс-АТ2» важно и для всего рынка спутникового телевидения. Приход на Дальний Восток новых сильных игроков способствует здоровой конкуренции и открывает для абонентов новые возможности.

В 2018 году нас ждут два крупнейших спортивных события — зимние Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу, который, к тому же, пройдет в России. Традиционно значительная часть аудитории платного ТВ уделяет большое внимание спортивным трансляциям. Также все большее значение будет приобретать доступность телевизионного продукта во всех средах распространения. Возрастет интерес не просто к ОТТ, а к возможности потреблять контент на любом устройстве в любое время и в любом месте».

Кирилл Махновский, генеральный директор ГК «Орион»

«Невзирая на замедление темпов роста рынка, прошедший телесезон примечателен появлением на российском рынке новых телеканалов, как крупных международных мейджоров, так и независимых производителей.

В 2017 году федеральный спутниковый оператор «Орион» обеспечил выход на российский рынок телеканалов международного медиахолдинга SPI International, осуществив подъем на спутник семи его телеканалов. Помимо трансляции в пакетах собственного спутникового телевидения «Телекарта», «Орион» на эксклюзивной основе осуществляет дистрибуцию телеканалов SPI в сети кабельных операторов России.

Также мы выступили техническим партнером запуска на российском рынке телеканала Spike международного медиахолдинга Viacom International Media Networks. Наряду с появлением новых, также можно отметить прекращение вещания ряда ранее существовавших телеканалов, что является естественным при таком положении рынка.

Перед всеми его игроками традиционно стоят задачи по повышению доходов и поиску направлений развития: новых услуг, сред вещания, рыночных ниш, позволяющих наращивать ARPU. Участники рынка платного телевидения сконцентрированы на монетизации уже существующей абонентской базы.

Еще одним драйвером рынка платного телевидения является развитие мультисредовых сервисов, которые позволяют удержать абонентов и создать для них дополнительные преимущества от платной подписки. Ожидаемо серьезный рост продемонстрируют сервисы нелинейного телевидения».

_________________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Все Статьи

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD