«Триколор ТВ»

Умный дом в массы

06.02.2019 > 09:53
Умный дом в массы
Экономия и комфорт – главные причины выбора набирающих популярность систем умного дома. Развитию рынка мешает непрозрачность ценообразования, отсутствие типовых решений и слабая информированность пользователей о преимуществах новых технологий.

Понятие «умный дом»  (Smart  Home, Smart House) еще не вошло в повседневную жизнь наших граждан. По оценкам аналитиков, на начало прошлого года доля домохозяйств, использующих такие системы, составила в стране менее процента. Да и само понятие до конца не устоялось – даже эксперты трактуют термин по-разному. Это наглядно продемонстрировало обсуждение на «Архитектурном завтраке» компании REHAU, прошедшем в конце января в Москве. 

В России сложилось мнение, что «умный» дом – это символ престижа для очень состоятельных людей. Во многом это объясняется тем, что в домах премиум-класса (стоимостью выше 100 млн рублей) cистема умный дом устанавливается по умолчанию, причем на практике ей почти не пользуются, поскольку в таких домах есть обслуживающий персонал, успешно выполняющий возложенные на автоматику функции. «Проблема актуальна для домов стоимостью 20–100 млн рублей.  Построивший его человек ездит на нормальном автомобиле, в котором много «умных» систем. Но 10 млн рублей за Smart House – это большой удар по смете, и дом у него не «умный». Причем ценообразование не прозрачно, типовых решений нет и непонятно, от чего отталкиваться при оценке стоимости работ. А для домов нижнего ценового диапазона (от 12 млн рублей) решений «умного» дома на рынке нет», – считает архитектор Борис Зайцев.

С ним не согласился ведущий программ «Ремонт по-честному» и «Капремонт» Илья Рыков, считающий, что элементы умного дома можно и нужно использовать в наиболее распространенных домах стоимостью 3–5 млн руб. Например, для удаленного контроля работы системы обогрева, что очень актуально для владельцев загородных домов, постоянно живущих в городе. Котлы иногда неожиданно выключаются, так что системы удаленного контроля и перезапуска найдут своих покупателей. Причем систему «умного» дома можно внедрять по частям. Важно, чтобы была платформа, которую можно по мере необходимости постепенно наращивать.

«Изначально автоматика применялась для получения выгоды от ее внедрения.  Человеку важны затраты на тепло, воду и электроэнергию. Это основные причины использования в домах автоматики. Это минимальная база, которая не очень сильно сказывается на общей стоимости дома. Все остальное, включая контроль и управление с помощью голосовых ассистентов типа Amazon Alexa или Siri , – это бонус, надстройка», – поддержал Илью Рыкова руководитель группы автоматизации зданий ABB Ltd. Вадим Ежов.

Существует различные трактовки понятия «умный» дом. Некоторые компании понимают под умным домом возможность не вставая с дивана включить кофеварку, уменьшить яркость лампочки через смартфон, включить робота-пылесоса. Такие решения есть на рынке, но это, скорее, элементы интернета вещей. Smart House, по мнению большинства присутствовавших на завтраке экспертов, это нечто большее – умная экосистема на общей облачной платформе, объединяющая все коммуникации дома, обеспечивающая их взаимосвязь и совместную работу с целью ресурсосбережения, обеспечения комфорта и безопасности пользователей. И даже если ее внедрять по частям, нужно помнить о том, как она будет выглядеть в будущем.

По прогнозам экспертов, в период с 2018 по 2023 годы объем глобального рынка устройств, систем и услуг в области умного дома будет расти примерно на 10% ежегодно и достигнет $155 млрд, а количество домохозяйств, пользующихся такими технологиями, повысится до 293 млн. При этом в разных странах люди используют системы умного дома по-разному. «Для европейцев это в первую очередь возможность экономии энергоресурсов, и уже затем комфорт. В России – сначала комфорт, а потом все остальное», – отметил Вадим Ежов.

Сейчас в России наблюдается информационный вакуум в сфере строительства и оснащения умных домов. Нужны шоу-румы, куда можно прийти и «пощупать» доступные на рынке решения, оценить эффект использования технологий. Посмотреть, как можно снизить расходы на газ и электроэнергию за счет понижения  в доме температуры в период отсутствия в нем людей, прогрева спальни и уменьшения отопления других помещений ночью. Продемонстрировать возможность поддержания комфортного уровня температуры и влажности в комнатах за счет слаженной работы систем отопления и кондиционирования.

При этом у заказчика должен быть выбор необходимых ему опций, чтобы не получалось как с предложениями для домов премиум-класса, когда компания поставляет под ключ все, что есть в каталоге. Умный дом – прежде всего обеспечение жизнедеятельности человека, а не мультимедиа-системы последних моделей, сильно поднимающие цену решения. Рынку нужно больше компаний, предлагающих комплексные решения по доступной цене. Или хотя бы без лишних дорогостоящих опций. И тогда удастся переломить существующий на российском рынке стереотип, что умный дом – это бесполезная игрушка для богатых.

Материал опубликован в «ИКС-Медиа».

_________________________ _________________________
Рубрика: IoT Digital Lifestyle
Все Статьи

Комментарии
Авторизоваться
«Триколор ТВ»