Ultra HD

Говорящие смарт-девайсы: хорошие, плохие, злые

16.12.2017 > 00:00
Говорящие смарт-девайсы: хорошие, плохие, злые
Смарт-колонка Amazon Echo dot
2017-й историки индустрии умных домов будут вспоминать как год, когда устройства Smart Home преодолели ребяческую застенчивость, начали робко флиртовать с искусственным интеллектом, и, обретя голос, шумной толпой высыпали на авансцену рынка потребительской электроники. И тут же угодили не только в сюжет мультсериала «Южный парк», моментально откликающегося на новые тренды, но и в криминальные сводки.

Разговор «Алексы» с Картманом

Растворение смарт-устройств в повседневном существовании миллионов людей вызвало к жизни настоящий кроссплатформенный феномен — технологический, социальный, культурный, а в последнее время и юридический.

В конденсированном виде коллизия говорящих устройств и привыкающих к ним людей отражена в первой серии 21-го сезона «Южного парка». Открывается она сценой общения главного героя — Картмана и его друзей — с умной колонкой Amazon Echo, оснащенной голосовым помощником Alexa. Именно этот прибор стал главным триумфатором рынка элементов умного дома в 2017 году, что и было зафиксировано создателями сатирического мультсериала. В нем дружелюбная Alexa без всякого стеснения вслед за гогочущей ребятней обогащает свой лексикон вербальными маркерами их подросткового нон-конформизма — «большими волосатыми яйцами», «козявочными тампонами», «какашками». И этот симбиоз высокотехнологичного и низменно-физиологического, по сути, и является лучшим символом подлинного проникновения искусственного интеллекта в массы.

Следующая сцена из «Южного парка» — рефлексия на тему цифровизации и связанных с ними социальных перемен. Толпа «простых американцев» — реднеков — выпивает в баре, наблюдая, как другая толпа тащит модные смарт-колонки из торгового центра через дорогу (это не художественный образ — рождественские продажи колонок Amazon Echo в конце 2016 года в девять раз превысили показатели 2015 года). И тут же возникает стихийный митинг под лозунгом «Алекса» (а также Big Data, беспилотный транспорт etc) лишает нас работы». На что «Алекса», не будь дурой, откликается «ОК, включаю песню Джонни Митчелл «Снимаем наши боты» (в русскоязычной версии):

Реальный мир не сильно далеко ушел от мира «Южного парка». Сначала в Интернете стали как грибы после дождя множиться кадры с говорящими с «Алексами» попугаями:

Дальше две версии «Алексы» — предназначенные для продажи в США и Великобритании — поспорили друг с другом в кадре и призвали визави заткнуться:

Наконец, в сети появились видео, в которых мультипликационные герои «Южного парка» обращаются к мультипликационным же смарт-колонкам, но реагируют на эти слова реальные «Алексы»:

Экранную рефлексию происходящего в реальности отрефлексировала сама реальность. Круг замкнулся.

Восстание умных вибраторов

Быстро умнеющие гаджеты обретают самостоятельность и все чаще принимают решения, не радующие своих владельцев. Последний по времени скандал такого рода вышел очень громким — в прямом смысле. В ноябре уходящего года мировые СМИ написали о ночной дискотеке, устроенной колонкой Amazon Echo в немецком городе Пиннеберге. Ее владелец вернулся домой из Гамбурга, где он провел ночь, и обнаружил на двери своей квартиры новый замок и счет за его установку. Выяснилось, что своенравная «Алекса» проснулась в два ночи и начала развлекать сама себя, на полной громкости проигрывая танцевальную музыку. И хотя Amazon Echo и близко не сравнится по мощности с клубной саунд-системой, ее звукового напора хватило, чтобы разбудить соседей, которые не стали терпеть и вызвали полицию. А она, в свою очередь, вызвала слесаря, который вскрыл дверь. Полиция проникла в квартиру, утихомирила «Алексу» и отбыла восвояси, после чего слесарь врезал новый замок и выписал счет за работу.

Немецкие СМИ связались с Amazon, в которой заявили, что знают о происшествии и контактируют с владельцем колонки. В компании отметили, что их собственные облачные сервисы работали исправно и выразили сомнение, что ночная дискотека произошла по вине Amazon или ее устройств. Тем не менее, жителю Пиннеберга компания предложила компенсировать все его траты, а эксперты предположили, что колонка могла среагировать на активацию синхронизированного с ней стриминг-сервиса Spotify в смартфоне ее владельца — что не снимает вопроса о корректности совместной работы разных смарт-устройств и сервисов с элементами искусственного интеллекта. Кончилось все тем, что немец, ставший невольным виновником скандала, написал в соцсетях о том, что «расстается» с «Алексой».

В данном случае ущерб оказался небольшим — дело даже не дошло до суда. Но ведь есть и прецеденты такого рода, и число их растет. Так, на рубеже 2016 и 2017 годов производитель подключенных секс-товаров Standard Innovation и неназванный владелец смарт-вибратора We-Vibe от этой компании заявили о намерении урегулировать судебный спор между ними.

Онлайн-ресурс Arstechnica сообщил, что в 2016 году Standard Innovation был предъявлен иск со стороны клиента компании, пол и имя которого не разглашались. Истец пользовался умным вибратором Standard Innovation, управляемым через приложения в iOS и Android. В иске он обвинил производителя в нарушении норм конфиденциальности. В заявлении было указано, что компания без согласия клиента через управляющее приложение вибратора получает на свои серверы в Канаде данные об установленных владельцем «параметрах вибрации» и продолжительности использования устройства.

В итоге стороны договорились полюбовно урегулировать спор в рамках мирового соглашения. В своем отзыве Standard Innovation заявила, что «данные клиента не были скомпрометированы», тем не менее, компания, намеревалась после этого случая обновить политику конфиденциальности.

В устройствах We-Vibe используются технологии Sync и We-Connect, позволяющие, в частности, использовать их на расстоянии парами через синхронизирующие приложения на iOS и Android. Через эти же приложения, а также через пульт дистанционного управления настраиваются режимы работы устройств. Все бы хорошо, но в отношениях удаленных пар в подобных сценариях появляется третья сторона — пусть и в виде безмолвного сервера, и все больше людей считают, что это безмолвие до поры, до времени.

Смарт-улики

Перечисленные случаи, хоть и попали в протоколы правоохранителей — все-таки курьезы. А вот случай в штате Арканзас — настоящая трагедия. Как писали американские СМИ, прокуратура Арканзаса выдала санкцию на получение информации от колонки Echo, обратившись к ее производителю — Amazon. Следователи хотели прослушать записи голосовых команд, полученных Echo, которые могут стать уликами в расследовании убийства. В конце 2015 года в доме Джеймса Эндрю Бейтса было найдено тело бывшего офицера полиции Виктора Коллинза. Бейтс был обвинен в убийстве, но позже его освободили под залог в $350 тыс. Оказалось, что последние мгновения жизни Коллинза могла зафиксировать умная колонка, на что и рассчитывала прокуратура. Однако адвокат обвиняемого Кимберли Вебер заявил, что раскрытие информации, зафиксированной смарт-колонкой Бейтса, будет вторжением в его частную жизнь.

«Мы покупаем эти замечательные предметы, которые помогают нам в наших домах и повышают качество жизни, но они же могут быть использованы против нас для обвинения в преступлениях», — сказал Вебер. Amazon поддержал позицию адвоката.

Информация о голосовых командах, отданных смарт-колонкам, не остается в памяти устройств, но хранится на серверах, контролируемых Amazon. Организация Electronic Privacy Information Center (EPIC) в письме в Департамент юстиции США указала, что устройства с голосовыми контроллерами, подобные Echo, «все более и более распространяются в Интернете вещей», передавая и принимая данные о личной жизни их владельцев. В список таких устройств и EPIC включила смарт-ТВ Samsung, браузер Chrome от Google, куклу Hello Barbie компании Mattel, Microsoft Kinect для Xbox, видеокамеры систем наблюдения Nest и гаджеты систем домашней безопасности Canary.

«Американцы не ожидают, что эти устройства в их домах будут настойчиво записывать все разговоры. Глупо надеяться, что потребители будут контролировать каждое их слово перед домашней электроникой. Это было бы по-настоящему жутко», — считают в EPIC.

В то же время американские юристы полагают, что производителям смарт-устройств вряд ли удастся отстоять право на неприкосновенность частной информации их владельцев, и юридическая практика будет складываться так, что файлы со служебной информацией, собираемой при работе гаджетов, будут все чаще фигурировать в судебных разбирательствах.

Не отупеть от смарт-рекламы

Еще одна область жизни, в которую все активнее вторгается искусственный интеллект, управляющий смарт-девайсами — реклама. И здесь тоже не обходится без потрясений. Так, в марте 2017 года владельцы умных динамиков Google Home с голосовым интерфейсом были напуганы неожиданным тестированием функции аудиорекламы, проведенной самим производителем.

При тестировании голосового объявления в Google Home проверялась готовность устройства и инфраструктуры с одной стороны и терпимость пользователей к новым формам монетизации смарт-устройств. И, как выяснилось, технологии оказались вполне готовы к инновациям, а люди — не очень. Как писала Wall Street Journal, Google Home начали внезапно проигрывать рекламу только-только вышедшего в прокат фильма студии Disney «Красавица и чудовище». Издание высказывало мнение, что эту акцию можно было рассматривать как признак того, что Google, будучи одной из крупнейших мировых рекламных платформ, надеется интегрировать рекламные формы в голосовые интерфейсы различных устройств.

Сами владельцы Google Home рассказывали, что их гаджеты воспроизводили голосом интерфейса 17-секундную рекламу фильма, после того, как они просили смарт-динамик сообщить им расписание на день. «Между прочим, диснеевская „Красавица и чудовище“

сегодня выходит в прокат», — гласило сообщение. Далее динамик упоминал подробности о фильме и предлагал: «Для забавы попросите меня рассказать что-нибудь о Белль (главная героиня фильма - прим. «Теле-Спутника»)».

Такой же рекламный формат использовался в некоторых смартфонах с интерфейсом Google Assistant — тем же, что используется в Google Home. Сказать, что пользователей устройств с Google Assistant были раздражены неожиданной рекламой — значит ничего не сказать.

По информации СМИ, Disney не заплатил Google за продвижение, но акция являлась своего рода пилотом для запуска рекламы на платформе Home. Сама компания заявила, что продвижение было частью тестирования функции «своевременного контента». «Мы продолжаем экспериментировать с новыми способами создания уникального контента для пользователей, но в этом случае мы могли бы организовать все лучше», — пояснил представитель Google, после чего промо-акция была прекращена.

Google является крупнейшим игроком рекламного рынка, размещая рекламные объявления, учитывающие интересы пользователя, рядом с результатами поиска своей поисковой системы. При этом голосовые взаимодействия со смарт-интерфейсами не позволяют рекламировать товары по тому же сценарию, несмотря на то, что Google Home и Assistant выполняют функции, сходные с работой поисковой системы.

На исходе 2017 года уже нет сомнений, что появление таких сценариев умных устройств — вопрос времени, а сама рекламная индустрия, в которую они будут вовлечены, наберет миллиардные обороты в течение нескольких лет.

___________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Рубрика: #яВгамак
Все #яВгамак

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD