Ultra HD
 

Звук в кино: от «Фантазии» Диснея — к Dolby Atmos. Часть III

13.04.2018 > 23:50
Звук в кино: от «Фантазии» Диснея — к Dolby Atmos. Часть III
«Теле-Спутник» перебирает ключевые вехи звукового кинематографа, без которого не были бы возможны ни привычный Dolby Digital, ни футуристичный Dolby Atmos.

В первой части мы вспомнили начало оптической эры в звуковом кино, пережили революцию, связанную с магнитной записью и галопом пронеслись по системам Cinemascope и Todd-AO, ставшими предтечами легендарного Dolby Stereo, которому, наряду с советскими форматами, была посвящена вторая часть. В третьей части мы остановимся на пришествии объемного звука в домашние кинотеатры.

Смотрим дома

До появления кассетных видеомагнитофонов в конце 70-х годов прошлого века говорить о домашнем кинотеатре на Западе могли только состоятельные синефилы, которым по карману было установить в специально оборудованном помещении полноценный кинотеатральный комплект, в том числе и с окружающим звуком. Разумеется, массовыми такие инсталляции не могли стать ни при каких обстоятельствах.

Начало эры VHS в 1976 году ситуацию в части звука совершенно не изменило. Да, владельцы первых VHS-видеомагнитофонов уже с конца 70-х могли формировать домашние фильмотеки на кассетах, но в первые годы им приходилось довольствоваться монофоническим звуком, да еще и довольно посредственного качества. Звук писался неподвижной головкой вдоль края магнитной ленты с диапазоном частот на скорости SP 100 Гц—10 кГц, на скорости SLP АЧХ упиралась сверху в 4 кГц. Позже появились премиальные модели видеомагнитофонов со стереозвуком на двух продольных дорожках, но большого распространения они не получили.

В 1984 году JVC предложила записывать на VHS-кассетах аналоговый стереозвук с частотной модуляцией — на наклонно-строчных дорожках, как и видеосигнал, и записывали этот звук также вращающиеся видеоголовки. Аппараты такой конструкции снабжались шильдиками Hi-Fi Stereo, и их уже вполне можно было использовать в качестве высококлассного источника программ с многоканальным звуком. Частотный диапазон Hi-Fi Stereo-аппаратов был гораздо шире по сравнению с их монофоническими собратьями — 20 Гц —20 кГц с довольно высоким отношением сигнал/шум — 70 дБ. Однако такой способ записи требовал высокой точности лентопротяжного механизма (ЛПМ), чтобы рабочий зазор магнитной головки точно отслеживал звуковые наклонно-строчные дорожки. Поэтому все модели Hi-Fi-Stereo оснащались ЛПМ с литым шасси и позиционировались как премиальные.

Стоит упомянуть и о существовании позабытых сегодня домашних дисковых проигрывателей формата Laserdisc, которые появились на рынке в 1980 году и часто использовались как мастер-аппараты для VHS-копий. Laserdisc позволял записывать не только аналоговый, но и цифровой звук, в том числе многоканальный, и в качестве источника программ рассматривался как эталонный вплоть до появления DVD. Правда, за пределами США и Японии они не получили сколько-нибудь массового распространения. В Советский Союз и сами аппараты, и диски для них привозили большей частью для организации пиратского тиражирования VHS-кассет.

laser_Disc.jpg

Революция Dolby Surround

Появление формата VHS Hi-Fi Stereo в 1984 году было очень вовремя: двумя годами ранее Dolby Labs запускает домашнюю версию кинотеатрального многоканального звукового формата Dolby Stereo — Dolby Surround. Для домашнего применения предлагалось использовалась ту же матричную технологию, что и в Dolby Stereo, но в урезанном варианте. При декодировании процессоры Dolby Surround выделяли тот же единственный тыловой канал, что и в Dolby Stereo 35, но фронтальных канала у домашней версии было две (левый и правый), а не три, как в настоящих кинотеатрах. Два звуковых канала VHS Hi-Fi Stereo-видеомагнитофона и внешний процессор Dolby Surround (отдельный или в ресивере) — вот прото- домашний кинотеатр, прадедушка всех современных домашних систем со окружающим звуком 5.1, 6.1, 7.1, 9.2 и т.д.

_VHS_Hi-Fi.jpg

Правда, несмотря на существование связки Hi-Fi Stereo + Dolby Surround, говорить о домашнем кинотеатре как о рыночном феномене можно все-таки только начиная со следующего этапа домашнего многоканального звука. В 1987 году Dolby Labs предлагает следующую домашнюю версию Dolby Stereo — Dolby Pro Logic, состав каналов в которой был аналогичен Dolby Stereo 35, то есть к трем каналам Dolby Surround (левый, правый, окружающий) добавлялся центральный, который нес основную нагрузку при воспроизведении диалогов и заметно улучшал разборчивость речи героев.

На вход кодера Dolby Surround подавались четыре сигнала, затем матричная схема «сворачивала» их в два, которые могли записываться на две стерео-дорожки Hi-Fi Stereo-видеомагнитофона или Laserdisc. При пропускании этого двухканального сигнала через декодер выделялись сигналы центрального и тылового каналов. Именно в такой конфигурации домашний кинотеатр пошел в народ начиная с конца 80-х.

В постсоветской России Hi-Fi Stereo-видеомагнитофоны, ресиверы Dolby Pro Logic и комплекты Surround-акустики заняли примерно ту же рыночную нишу, что и первые сотовые телефоны или «Мерседесы» со 140-м кузовом — то есть как атрибуты «новых русских». Наиболее продвинутые из них могли себе позволить домашние кинотеатры с ресиверами и колонками, сертифицированными THX Home – то есть соответствующими стандарту, разработанному Томлинсоном Холманом для компании Джорджа Лукаса Lucasfilm. Предполагалось, что комплект с сертификатами THX позволяет зрителю получить дома тот же звук, что слышал сам Лукас в профессионально оснащенном зале при просмотре мастер-копии шестого эпизода саги «Звездных войн» — «Возвращение джедая».

Вот только с кассетами со звуком Dolby Pro Logic в России в начале 90-х были проблемы. Поскольку преобладающая масса потребителей довольствовалась недорогими моно-аппаратами, пиратам тиражировать кассеты с Dolby Pro Logic было невыгодно (впрочем, как и обладателям лицензий). Тем не менее, с 1994-1995 годов у наиболее продвинутых пиратов все-таки стали появляться VHS-кассеты с многоканальным звуком — левый, правый и тыловой каналы записывались без изменений, как в оригинальном саундтреке, а на центральный канал поверх исходной фонограммы накладывался русский закадровый перевод. А весной 1996 года в ларьках появились и лицензионные кассеты с зарубежными фильмами в Dolby Pro Logic с качественным дубляжом, благо к тому моменту отечественные студии научились полноценно работать с кинотеатральным окружающим звуком Dolby. В российских кинотеатрах начиналась эра цифрового Dolby-звука.

_________________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Рубрика: #яВгамак
Теги:
Все #яВгамак

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD