Ultra HD
 

Звук в кино: от «Фантазии» Диснея — к Dolby Atmos. Часть I

08.03.2018 > 00:00
Звук в кино: от «Фантазии» Диснея — к Dolby Atmos. Часть I
Система чтения оптической фонограммы
Многоканальные звуковые форматы после нескольких десятилетий развития в кинематографе активно утверждаются в телевещании и OTT-сервисах. В онлайн-кинотеатрах, в том числе российских, уже доступны фильмы с наиболее совершенным саундтреком из существующих форматов — иммерсивным. «Теле-Спутник» вспомнил ключевые вехи звукового кинематографа, без которого не были бы возможны ни привычный Dolby Digital, ни футуристичный Dolby Atmos.

Оптический обман слуха

Каноническая история многоканального звука в кино начинается в 1939 году, с выхода на экраны фильма «Фантазия» студии Уолта Диснея. В сегодняшних терминах примененную тогда систему Fantasound можно охарактеризовать как 3.1-канальную. Комплект для показа содержал две фильмокопии: с цветными кинокадрами и фонограмму на отдельной 35-мм пленке, содержавшей четыре аналоговых оптических дорожки. Собственно звуковых из них было три — левого, центрального и правого каналов, четвертая была технической — для синхронизации. При продакшене использовалась восьмиканальная запись тем же оптическим способом — шесть каналов для оркестровых групп, седьмой — для их микса, и восьмой — для реверберационной дорожки. Президент MКРЕ Consulting Майкл Карагосян уточняет, что в самой системе окружающего звука в кинотеатрах, где показывали «Фантазию», использовалось не менее 100 громкоговорителей (по другим источникам — от 30 до 80), однако сейчас утверждать, что студии Диснея удалось добиться действительно окружающего звука, не берется никто. Разработанный формат Fantasound оказался нежизнеспособным, а «Фантазия» стала единственным фильмом со звуком, записанным в нем. Эксперты говорят, что система была слишком сложной, непригодной для тиражирования в кинотеатральных сетях. Даже монофонический звук тогда получить было непросто: комплект оборудования, воспроизводивший звук по так называемому «академическому» стандарту (утвержден Американской академией киноискусства в 1932 году), вместе с установкой стоил более $10 тыс., что по тем временам было запредельно дорого. Кроме того, начавшаяся Вторая мировая война поставила крест на дальнейшем развитии многоканального звука и следующие форматы стали появляться уже в 50-х.

Тем не менее, Fantasound можно назвать подлинным прорывом, поскольку в нем удалось решить две главные проблемы не только многоканального, но и звукового кино как такового, которые безуспешно решались с самого зарождения кинематографа: синхронизация и громкость звука.

К моменту появления массовых технологий киносъемки и показа (легендарное «Прибытие поезда» братьев Люмьер 1896 года показывалось достаточно широко, в том числе в России), уже существовала хорошо отработанная технология записи и воспроизведения звука — фонограф Томаса Эдисона. Первая попытка совместить картинку на кинопленке и звуковую дорожку фонографа относится к 1894 году, когда сам Эдисон разработал кинетофонограф, а его помощник Уильям Диксон стал героем первого в истории звукового кино. В кадре он произносит: «Здравствуйте, мистер Эдисон. Я счастлив видеть вас. Надеюсь, вы довольны этим кинетофонографом». Почему же фонограф стал популярным и успешным, а кинетофонограф — нет? Ответ — см. выше: проблемы с синхронизацией и громкостью воспроизведения. Попытки синхронизировать звукоряд с изображением настолько усложняли совместную систему проектора и фонографа, что и последующие усилия по созданию коммерческого продукта на их основе (например, в системе Леона Гомона с аппаратом Люмьера) оказывались тщетными.

Tomas.jpg
Томас Эдисон и его фонограф

Вот почему кинематограф в течение последующих десятилетий развивался как немой. Справедливости ради надо упомянуть и об «ультимативно-аудиофильском» периоде озвучания фильмов, когда команды актеров ездили в туры с фильмокопией, громко воспроизводя реплики своих героев прямо в зале, глядя на экран и стараясь делать это синхронно с картинкой. Что до музыкального ряда, то помимо многочисленных таперов, озвучивавших происходящее на экране в режиме live, иногда в кинозалах играли и настоящие оркестры без всяких усилителей и колонок с их неизбежным влиянием на звук — о саундтреке такого качества и сегодняшние аудиофилы могут только мечтать. Надо ли говорить, что так можно обеспечить настоящий эффект присутствия, ради которого все и затевается, но массовым такое кино стать не могло.

Первым в истории фильмом с синхронной звуковой дорожкой считается «Певец джаза» (Jazz Singer, 1927). Звук был записан на грампластинке с системой синхронизации Vitaphone, причем по существовавшей в то время классификации это был все-таки звуковой (то есть условно синхронный) фильм, а не речевой (с синхронными репликами героев). В «Певце джаза» большая часть кадров представляла собой музыкальные номера, где точная синхронизация не требуется, а реплик героев, в которых артикуляция совпадает со звуком, по сути, и не было.

Vitaphone.jpg
Первая звуковая сихронизированная киносистема Vitaphone

Так или иначе, существовавшие в 30-40 годы прошлого века технологии совмещения звука и изображения на кинопленке худо-бедно работали для монофонического саундтрека, но для многоканального (который технически был уже вполне достижим), категорически не годились.

Мой друг магнитофон

Если Fantasound можно рассматривать как пилотный этап развития многоканального звука в кино, то последовавшие за ним разработки, относящиеся к 50-м годам, уже были по-настоящему коммерческими. Их появление стало возможным только благодаря революции в звукозаписи, связанной с появлением магнитофонов. После поражения Германии в войне и в США, и в СССР оказалось множество трофейных магнитофонов, которые значительно продвинули собственные разработки в этой области. Знаменитый изобретатель электрогитары и музыкант Лес Пол (Les Paul) сначала записывал собственные треки на моно-магнитофон, а потом начал экспериментировать с добавлением каналов на магнитную ленту.

Les_POl.jpg
Лес Пол и его восьмиканальная самодельная студия

Считается, что первый многодорожечный магнитофон — дело рук именно Леса Пола, но его вклад невозможно недооценить и в создание многоканальных студий звукозаписи, без которых не было бы и соответствующего звука в кино. Межканальная синхронность нескольких звуковых дорожек, отвечающих за панорамные и surround-каналы, на магнитной ленте достигается довольно просто. Сложнее добиться совмещения звука с картинкой, если для них используются различные физические носители. Тем не менее, первая коммерческая кинотеатральная система с окружающим звуком Cinerama была именно такой: с воспроизведением звука с отдельной пленки, только не с оптической фонограммой, как в Fantasound, а с перфорированной магнитной. В Cinerama пять каналов отвечали за панорамирование источников по экрану, а два канала эффектов предназначались для окружающего звука из боковых и тыловых громкоговорителей. В каждом кинозале этого формата был свой микшерский пульт для регулировки синхронности «по месту». Система получилась сложной (c тремя проекторами и панорамным экраном ее можно назвать предтечей IMAX) и во многом повторила судьбу Fantasound. В широком прокате был только один фильм, правда, его показывали целых два года.

Следующий прорыв случился в 1953 году, когда 20th Century Fox разработала звуковой формат Cinemascope. Для него потребовалось научиться наносить магнитный слой на 35-мм кинопленку сбоку от кадра, при этом стало возможным точно совмещать многоканальный звук и изображение на всех циклах коммерческого массового кинопроизводства: при мастеринге, тиражировании фильмокопий и их показе в кинотеатрах. В Cinemascope использовалась четырехдорожечная запись — левый, центральный, правый и окружающий (surround) каналы. Можно было использовать стандартный кинопроектор, в который монтировался дополнительный звукоблок с магнитными головками, при этом в кинозале устанавливались дополнительные громкоговорители. Тратиться на модернизацию захотели далеко не все владельцы кинотеатров, и 20th Century Fox пришлось добавить обычную оптическую моно-дорожку даже к тем фильмам, которые изначально снимались в формате Cinemascope. На рынке система продержалась до 1967 года и в течение этих лет по сути являлась на Западе стандартом массового 35-мм кинематографа.

В другом кинотеатральном широкоэкранном формате — с 70-мм пленкой — стандартом с 1955 по середину 70-х стал формат многоканального звука Todd-AO. На четырех раздельных магнитных дорожках, нанесенных на основную фильмокопию, записывалось шесть каналов. Две дорожки размещались по краю пленки снаружи перфорации, а две — между перфорацией и кадром. Наружные дорожки были шире и на них записывались по два канала, на внутренних — по одному. За экраном размещалось пять колонок, воспроизводившие соответствующие панорамные каналы (левый, дополнительный левый (LE), центральный, дополнительный правый (RE), правый), еще один канал - окружающий — воспроизводился несколькими динамиками на стенах зала.

В следующей части мы расскажем о советских аналогах Cinemascope и Todd-AO, эре Dolby Stereo и пришествии окружающего аналогового звука в домашние системы.

_________________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Рубрика: #яВгамак
Все #яВгамак

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD