Ultra HD
 
«Триколор ТВ» ULTRA HD

Владислав Судин, StartON: «Благодаря низкому „порогу входа“ стартапов в области контента и VR-технологий очень много»

14.11.2017 > 16:51
Владислав Судин Владислав Судин
Директор по развитию StartON
О том, каким критериям должен соответствовать технологический стартап для того, чтобы получить венчурное финансирование, «Теле-Спутнику» рассказал директор по развитию бизнес-акселератора StartON Владислав Судин.
С какого рода стартапами вы наиболее часто сталкиваетесь в своей практике?
К нам обращаются абсолютно разные компании, связанные с информационными технологиями, телекоммуникационным оборудованием, электронными гаджетами, Интернетом вещей (IoT), электронной коммерцией, интернет-сервисами, программным обеспечением, медиаконтентом, технологиями виртуальной реальности и др. Большинство из этих проектов – технологической направленности и обладают интеллектуальной собственностью, неким «ноу-хау».
Бизнес-акселератор StartON образован в 2015 году в Москве как объединение экспертов-практиков, которые разработали образовательную программу для развития и обучения инновационных предпринимателей. Акселератор помогает в создании и выводе на рынок инновационных продуктов и бизнесов. StartON проводит курсы обучения, тренинги, конкурсы и мастер-классы для развития бизнеса с экспертами и предпринимателями. Стартапы могут получить необходимые знания и поддержку: обучение стратегии развития бизнеса, управленческий и финансовый аудит-оптимизацию бизнес-процессов, помощь в привлечении инвестиций, юридическое и бухгалтерское сопровождение.
Какие стартапы наиболее охотно финансируют венчурные фонды и бизнес-акселераторы? С чем это связано? Каковы основные критерии отбора лучших проектов?

Подчеркну, что наши критерии как бизнес-акселератора отличаются от требований классических венчурных инвестиционных фондов. На начальной, тек называемой «посевной» стадии работы стартапа, когда у него есть лишь идея и прототип, проект может быть интересен бизнес-ангелам и некоторым венчурным фондам. Бизнес-акселераторы обычно подключаются на более поздней стадии «созревания» стартапа, когда есть не только идея, но и конкретные решения по ее реализации.

Отбор стартапов происходит у StartON следующим образом: вначале мы внимательно изучаем команду и планы по развитию проекта, проводим консалтинговые тесты, и только после этого, если видим реальные перспективы стартапа, активно в него вовлекаемся. Говоря об основных критериях отбора, отмечу наличие ключевых компетенций в ядре команды стартапа – так называемой «core-команды», которая максимально вовлечена в работу над продуктом; а также маркетинговую поддержку проекта – в ее отсутствии мы можем предложить свои услуги, в этом случае мы становимся со-акционерами компании.

Основная разница между венчурными фондами финансирования и бизнес-акселераторами заключается именно в этой части – фонды не работают в тесной связке с командой стартапа. Они провели due diligence (должная добросовестность – процедура составления объективного представления об объекте инвестирования, – прим. «Теле-Спутника»), оценили стратегию стартапа, выделили инвестиции на проект и все, на этом их миссия закончена. Мы же активно участвуем в жизни стартапов, в которые инвестируем. Так, сейчас мы набрали достаточно проектов, и пока не проводим дополнительные акселерации – комплекс мер и действий по выводу проекта на определенные финансовые показатели и коэффициенты готовности продукта – поскольку полностью сосредоточены на текущих проектах, и не обладаем дополнительным временным ресурсом.

Как вы находите «подопечных»? Где начинающий стартапер может познакомиться с представителями бизнес-акселераторов? Обязательно ли для этого посещать профильные мероприятия и конференции в области венчурных инвестиций?
Большую часть проектов мы находим на специализированных мероприятиях и выставках. Некоторые стартапы выходят на нас сами, напрямую, через официальный сайт. Мы не ведем агрессивную маркетинговую политику с точки зрения продвижения услуг.
Скольким стартапам вы отказали в поддержке и финансировании и по какой причине?
Поскольку выбираем стартапы все-таки мы, а не они выбирают нас, фактически, мы никому еще не отказали. Компания четко отдает себе отчет в том, кого именно ищет и по каким критериям. Так, StartON уже удалось плодотворно поработать с более чем 30 компаниями, и восемь проектов находятся в активной фазе работы.
Насколько много проектов в вашей практике связано с модными сейчас технологиями IoT и промышленным Интернетом вещей (IIoT)?
Интернет вещей – это современные реалии, такие проекты есть, и они активно развиваются во всем мире. Мы сотрудничали с пятью подобными стартапами. IoT считается драйвером отрасли, эта технология принесет максимальную финансовую отдачу в течении ближайших 10-15 лет. Количество подключенных к Интернету устройств будет расти в геометрической прогрессии, этому также будет способствовать повсеместная роботизация.
Для российских стартапов более привлекательны разработки в сфере IoT или IIoT?
IoT для бытовых приборов и девайсов – это определенная целевая аудитория. Учитывая кризисные явления в российской экономике, следует понимать, что доля людей, которые могут себе позволить приобрести «умные» холодильник, пылесос, фен и так далее не велика. Например, стоимость «умных холодильников» начинается от 200 тыс. рублей.
Может ли «Индустрия 4.0» или четвертая промышленная революция, которая происходит благодаря развитию современных технологий, таких как IoT, превратиться в очередной «мыльный пузырь»? Сколько в новых технологиях маркетинговых уловок, а сколько – реальной пользы для бизнеса?
Безусловно, определенная маркетинговая составляющая в этом есть. Кроме Интернета вещей, цифровая экономика предполагает внедрение и других технологий, таких как блокчейн. В этом смысле IoT технология более прогрессивная с точки зрения потенциального применения в бизнесе. Тем не менее, блокчейн активно наращивает капитализацию, и все больше компаний на рынке активно ею интересуются. Особенно интересна эта технология стартапам.
Насколько распространены на отечественном рынке стартапы, связанные с телевещанием?
Мы с подобными проектами не сталкивались, поскольку они не попадают в сферу интересов бизнес-акселератора StartON. Однако, полагаю, что такие стартапы существуют. Так, ежегодно операторы запускают новые спутники связи и вещания, и наверняка, есть компании, занимающиеся разработкой технологий группового запуска космических аппаратов, а также удешевления этих технологий.
Какие стартапы появляются в области медиаконтента и новейших технологий, к примеру, виртуальной реальности (VR), video 360, Ultra HD?
В области контента и технологий виртуальной реальности проектов очень много. Это связано с тем, что «порог входа» в такие стартапы низкий, а талантливых программистов в России всегда было достаточно. Для нас это направление представляет большой интерес, и мы постоянно консультируем стартапы по этим вопросам.

Читайте также: Елена Привалова, VentureClub.co: «ТВ-проекты не интересны инвесторам из-за сложности масштабирования»

____________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Все Интервью

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD